Сыграть в игру

Преемственность в модернизации российской государственности

Эссе

Преемственность в модернизации российской государственности

Мы еще из материала 7го класса помним, что модернизация – это процесс усовершенствования, а если говорить о нем относительно к российской государственности, следует исходить из того сложного опыта, через который он прошел в современном мире, и, непосредственно, учитывать особенности развития, возможности и перспективы российского государства. Тогда модернизация представится нам процессом, направленным на то, чтобы качество жизни российского общества, состояние и характеристики социально-экономического уклада, положение человека в нём, государственно-правовая организация общества и деятельность институтов государственности, в целом весь быт поднять до уровня мировых стандартов, до возможности применять «человеческое измерение» в социальной оценке самого существования российского общества.

Что такое Россия? Само географическое месторасположение России на бескрайних просторах евразийского континента на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов, грандиозность ее пространств и исходящие от нее силы притяжения и отталкивания, потенциальные последствия для геополитических контуров современного мира ставят множество вопросов. Что есть Россия — просто один из членов мирового сообщества? Особое жизненное пространство, расположенное на стыке Востока и Запада и принадлежащее им обоим? Мир миров? Особая цивилизация в ряду других равновеликих цивилизаций? Перечень вопросов можно продолжить. Сложность заключается в том, что и положительные, и отрицательные ответы на все эти вопросы можно воспринимать как верные и неверные одновременно.

Сам процесс модернизации, каковым мы его понимаем, вот уже более трехсот лет (отсчет следует вести от Петра Первого – именно с XVII века он начинает прослеживаться наиболее четко) мощно наполняет содержание еще одной общесоциальной функции российской государственности, является еще одним «вечным» вопросом деятельной стороны Российского государства, ведь именно преемственность процессов, идущих в обществе, накопление определенных традиций, соответствующих материальным и духовным основам тех или иных регионов страны, играет важнейшую роль в развитии государственности. Отрицание же преемственности, стремление перевести страну на другие рельсы усиливают отрыв государства от гражданского общества, потому как новая государственность неизбежно наследует и воспринимает достижения прошлого, а также заимствует наиболее рациональные элементы государственности из мирового опыта. Поэтому мы и говорим, что преемственность – явление сложное и многоплановое. Например, стремление в первые годы реформирования российского общества разрушить всё, что связано с советским периодом, а затем на расчищенном месте построить новое общество оказалось утопией. Поэтому, мы с вами должны прийти к выводу о том, что любой опыт нельзя расценивать только отрицательно.

Движение к социальному правовому государству, формирование и обеспечение прав и свобод человека, перелом в духовной жизни – расцвет личности, творческого, самостоятельного индивидуализма, предприимчивости (взамен социального иждивенчества, уравнительности) – все это и многое другое очень важные сферы модернизации. Но они затрагивают не всю жизнедеятельность того или иного общества, а именно отдельные социальные институты, в том числе и институты государственности. И в этом движении модернизация устраняет разломы, разрывы между состоянием конкретного общества и мировыми, наиболее эффективными образцами, стандартами жизни. Поэтому модернизация государственного устройства страны требует усовершенствования каждой из сфер.

Наверное, нет в мире таких людей, которые бы не любили свою родину. Мы гордимся тем, что имя нашей Родины – Россия, что мы родились и выросли именно в этой стране, а не в какой-нибудь другой.  Да, прош­лый век стал для нас эпохой сра­зу нес­коль­ких гло­баль­ных пе­ре­ло­мов. По­за­ди – Рос­сийс­кая им­пе­рия и Со­ве­тс­кий Со­юз плюс ужа­сы «шо­ка без те­ра­пии». Впе­ре­ди – на­деж­ды не толь­ко на стабильность, но и на ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния ро­ли на­шей стра­ны. Еще не­дав­но за­ду­мы­вать­ся над воп­ро­са­ми нового ка­че­ст­ва раз­ви­тия ми­ра и на­шей Ро­ди­ны в сре­де серь­ез­ных ин­тел­лек­ту­а­лов Рос­сии счи­та­лось неп­ри­лич­ным ро­ман­тиз­мом. Но си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. И серь­ез­ный раз­го­вор о том, кто, ку­да и как эво­лю­ци­о­ни­ру­ет в сов­ре­мен­ном ми­ре, ка­ко­вы при этом раск­ла­де сце­на­рии воз­мож­но­го раз­ви­тия Рос­сии и мо­жет ли общество само пов­ли­ять на вы­бор пути развития, стал нас всерь­ез вол­но­вать. Хо­чет­ся по­чу­в­ство­вать свою соп­ри­ча­ст­ность к то­му, что де­ла­ет­ся в ми­ре и в стра­не. Хо­тя бы ин­тел­лек­ту­аль­ную. А мо­жет быть и не только… Можем ли мы назвать себя патриотами нашей страны? Очень хотелось бы ими быть. Но, наверное, не нам самим судить об этом. Мы горячо любим свою родину. С особенным трепетом относимся мы к символам нашего государства. Это святое не только нас, но и для каждого гражданина своей страны. И мы думаем, что наш герб, флаг и гимн – самые  правильные и  лучшие в мире, самые дорогие. Они священны, как и долг перед Родиной. Ведь они отражают и обозначают могущество и величие нашей Родины. Когда видишь изображение  российского герба или флага сразу знаешь, что это что-то очень важное, государственного масштаба. Порою так хочется сделать что-нибудь полезное для нашей страны, что-нибудь такое геройское, хорошее, приносить радость и пользу людям и быть нужным, востребованным, чтобы Родина могла гордиться, кажется, что только так можно стать патриотом своей страны! С другой стороны, сложно даже представить существование «непатриотов» в нашем обществе, и для этого не нужно совершать геройств, достаточно расти и развиваться самому и не переставать любить свою родину, верить в ее особенный путь развития – значит начать нужно с модернизации образования. Ведь человеческая память очень коротка, поэтому требуется огромный труд, чтобы сохранить в ней вехи истории своего государства. Возвращаясь к историческому движению Российской государственности, определяющих факторов перемен в общественной жизни, мы говорим о том, наше государство в различные исторические эпохи простирало свою длань в самые отдаленные уголки общественной жизни, историки и политологи много говорили и о цивилизационной специфике российской государственности – восприятии культурных традиций в управлении, как восточной, так и западной цивилизаций, различных по своей сущности.

Мы же, в свою очередь, приходим к единому мнению о том, что модернизация государственности в России должна учитывать как социокультурное состояние российского общества, так и его цивилизационное строение, включая те основные противоречия, которые постоянно воспроизводятся в нашей жизни, наследовать и воспринимать достижения прошлого, а также заимствовать наиболее рациональные элементы государственности из мирового опыта.

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

ученики 8-9 классов

МБОУ «Лицей№110»

Ахметгалина А.Ф.,

Гайнеев Б.Р.,

Сунгатуллин А.Р.