Сыграть в игру

Древняя Спарта 5 класс

План-конспект урока на тему: «Древняя Спарта»

Цели: ознакомить учащихся с общественным и государствен­ным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, со­ставлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. дон. э.)», слайды.

Ход урока

I. Организационный момент 2мин

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах» 7мин

1.Вспомнить изученные термины:

— народное собрание

— демос

— ареопаг

— архонты

— Аресу

Далее провести по ним терминологический диктант.

2. Ответить на вопрос:

-Что значит слово «демократия»?

III. Изучение новой темы 30мин

План

а)Географическое положение Спарты 6мин

б)Спартанцы и илоты 7мин

в)Управление Спартой 8мин

г)Спартанское воспитание 8мин

Термины: илоты, Мессения, Лакония (записать термины в тетрадях).

1.Работа с картой. Где находятся Афины, Спарта?

2.Рассказ учителя.

а) Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояло два царя-полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров — они контролировали деятельность царей чтобы те не захватили всю власть в Спарте.

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить-изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев.

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

б) Спартанцы и илоты. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть илотами. Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область. Жители Мессении также были превращены в илотов.

Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам уста­новленное государством количество выра­щенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принад­лежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Напри­мер, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодёжи, чтобы внушить отвращение к пьянству.

В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их вос­стания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям. Днём они прятались, а ночью умерщвляли тех илотов, какие встречались на дорогах. Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.

Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они дер­жат в рабстве своих соплеменников — греков.

в) Крепостных стен Спарта но имела. Её жители утверждали, что единственной на­дёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи. Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.

Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось зани­маться торговлей и ремёслами, всякий ручной труд пре­зирался.

Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафо­вали.

За соблюдением всех правил зорко сле­дил Совет старейшин, обладавший огром­ной и бесконтрольней властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из муж­чин-спартанцев, выбирало старейшин, ве­дало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном со­брании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали за сделан­ные ими предложения или против них.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обыч­но послушно выполняли его волю.

В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

г) Спартанское воспитание. (Читать самостоятельно)

Греки ут­верждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейши­нам. Те осматривали ребёнка и, если на­ходили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасы­вали с горного обрыва в пропасть.

Когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и рас­пределяли по отрядам, где им предстоя­ло жить вместе. Во главе каждого отря­да ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.

Главным воспитателем мальчиков назначался один из самых уважаемых спартанцев. За играми и занятиями де­тей также присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питом­цы, упорны ли в схватках.

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и ли­шения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное — овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки на­пряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония). Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки на­пряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики ча­сами разучивали под звуки флейты военные песни, с ко­торыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.

Вопросы:

— Что вы узнали из этого параграфа о воспитании спартанцев?

— Что такое Лакония?

— Кому поручалось воспитание спартанских мальчиков?

IV. Закрепление изученного материала 2мин

Чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в VIIVI вв. до н.э.?

Ответы:

а) Афины отличались от Спарты тем, что главными за­нятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в мореплавании и кораблестроении. Афинские зем­ледельцы выращивали мало зерна, немного винограда и олив­ковых деревьев. Вино и оливковое масло вывозили на экспорт, зерно покупали в Египте и Причерноморье.

б) Без морской торговли Афины не могли существовать, по­этому правители имели мощный флот.

в) В школах Афин ценилось ораторское искусство чтение, письмо и Физические упражнения.

V. Итоги 3мин

Домашнее задание. Параграф 31,устные ответы на вопросы на стр.150. 1мин