Сыграть в игру

Защита Отечества 7 класс

Тип урока: урок-практикум

Общедидактическая цель: раскрыть содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию групповой работы с правовыми источниками.

Цели:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знания содержания понятий конституционная обязанность и воинский долг, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства и общества, научиться работать с текстом закона.

Развивающая: продолжить работу по совершенствованию метапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развития устной речи, ведения диалога), регулятивных (умение получать информацию из различных источников, отбирать и систематизировать информацию в виде таблицы), способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.)

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к закону, российской армии, формирование чувства патриотизма и гражданственности на примере исполнения воинского долга, способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, актуализация личностных и общественно полезных качеств: коммуникативности, толерантности, гуманности, ответственности, умения делать осознанный и компетентный выбор в жизненных ситуациях.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала;

2. Диалоговые методы обучения;

3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная беседа;
  2. Групповая работа, работа с источником
  3. Оценка своей и чужой деятельности.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока ученики смогут:

— определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество как морального долга каждого гражданина;

— проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов;

-принять участие в групповой работе, обсуждении, отборе информации; правильно распределять время работы над заданиями, выступать публично, презентуя результаты работы, оценивать свою работу на уроке

-занять собственную аргументированную позицию при анализе информации об исполнении воинского долга выпускниками гимназии, участвовавших в военных действиях.

Тема «Защита Отечества»

урок обществознания, 7 класс.

Сегодня у нас необычный урок. Его тема “Защита Отечества”.

Помните наш с вами первый урок истории. Мы с вами пытались ответить на вопрос, для чего нужна история..

Действительно, среди памятных дат нашей истории есть много героических и трагических событий, есть такие даты, которые соединяют в себе всё самое главное в нашей истории. Многие поколения людей помнят о героическом прошлом нашего многонационального народа и передают память об Александре Невском, Дмитрии Донском, Иване Сусанине, Денисе Давыдове, Козьме Минине и Дмитрии Пожарском, Лизе Чайкиной, Александре Матросове и героев подводной лодки “Курск”. Эти имена всегда находят отклик в сердце каждого человека и гражданина.

Есть среди героев и безвестные, к ним более всего подходят слова надписи на могиле Неизвестного солдата в Москве (автор – ленинградская поэтесса Ольга Берггольц): “Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Вопрос классу: как вы думаете, почему много поколений людей хранят память о прошлом? (беседа)

Обобщение учителя: да, действительно, очень трудно складывалась история нашего государства, оно росло и крепло в борьбе с врагами, и главными героями во все времена были люди, населяющие просторы нашей Родины: князья и дружинники, гусары и крестьяне, советские люди и современные россияне – все они единое целое, неразрывно связанное узами исторического прошлого.

II. Блок 1.

Слова учителя: Русь в XII веке… Русская земля стонет от набегов половцев, и решает князь Игорь Северский совершить поход и защитить русские земли. Об этих событиях рассказывает литературный источник “Слово о полку Игореве”. Вы знакомы с ним по урокам литературы и знаете, какое это прекрасное по форме, патриотичное и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. Автор горько сожалеет о том, что князья не смогли договориться и объединить народ, и с высоты общенародных интересов призывает князей-полководцев к единству.

Вступите, господа, во злат стремень… за землю русскую!

Загородите Полю ворота своими острыми стрелами!” (2-3 фрагмента по выбору учащегося)

Слова учителя: “Слово…” прозвучало, как призыв помочь не только Игорю, попавшему в плен к хану Кончаку, но и делу защиты Русских земель вообще. Игорь же предстаёт перед нами человеком, готовым пожертвовать своей жизнью, чтобы искупить вину: гибель своей дружины, сорванный единый поход.

Учащиеся высказывают своё мнение о прослушанном фрагменте.

Блок 2.

Слова учителя. Горькие уроки прошлого приходится вспомнить во времена татаро-монгольского нашествия. Именно раздробленность русских земель и отсутствие единства привели к 200-летнему владычеству татаро-монгол над Русью. Но Русь оказалась нелёгкой добычей для захватчиков. Русские люди во всех землях и княжествах проявляли беспримерный героизм, защищая свой дом. Только спустя десятилетия московскому князю Дмитрию Ивановичу удалось преодолеть разногласия и повести за собой, как пишет источник, “…и пеших, и конных…”. Большую роль в укреплении единства Руси сыграла православная церковь. Служители церкви призывали к объединению, примиряли враждовавших князей, беседовали с верующими, укрепляя их надежды на освобождение от ига.

Пришло на Русь известие о том, что хан Мамай готовит новый поход на русские земли, но князь Дмитрий не устрашился этого известия.

Осознавая надвигающуюся смертельную опасность, он энергично взялся за подготовку к отпору врагу. Нужно было поднимать народ, и многие откликнулись на этот призыв. Русские люди осознали, что настала пора померяться силами с вековыми притеснениями. Поэма “Задонщина” говорит, что пришли ратники “со всех мест, земель и градов”. Моральную поддержку оказала церковь. Авторитетный духовный деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, по преданию, благословил Дмитрия на борьбу и разрешил двум монахам – Пересвету и Ослябе – отправиться на битву.

Сопровождение. Портрет Сергия Радонежского.

Выступление ученика: “Битва состоялась на Куликовом поле между реками Доном и Непрядвой 8 сентября 1380 года. Как пишет источник: “Куликово поле гремело оружием и стоны раненых неслись отовсюду”. (“Сказание о Мамаевом побоище”). Победа оказалась за русскими полками” (ещё 2-3 фрагмента по выбору учащегося)

Сопровождение. Звучит фрагмент кантаты “На поле Куликовом”.

Учащиеся высказывают своё мнение о прослушанном фрагменте.

Обобщение учителя: Неделю русские воины “стояли на костях”, т.е. хоронили погибших. Дмитрий получил навеки в народе прозвище “Донской”.

!! Главный урок на будущее состоял в том, что только единство русских людей может освободить страну от завоевателей.

Блок 3.

Слова учителя: Урок этот пригодился и в эпоху “Смутного времени”, когда борьбу с врагами (польскими, шведскими интервентами), хаосом и разорением русских земель возглавили Козьма Минин и Дмитрий Пожарский (портреты). В Нижний Новгород стали призывать служилых людей. По городам были разосланы грамоты, и дело ополчения стало общенародным делом. И по прошествии времени, русская рать после упорных сражений вступила в разорённую, но свободную Москву. Весь путь до столицы с войском проделала икона Казанской Богоматери. Она стала символом освобождения, и её почитание превратилось в праздник, который символизировал восстановление независимой Российской государственности. Это был день 4 ноября 1612 года. В те годы героические поступки совершали не только руководители освободительной борьбы, но и простые люди. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, погубившего отряд поляков ценой своей жизни.

Сопровождение. Фрагмент оперы “Иван Сусанин” — ария Ивана Сусанина.

Учащиеся высказывают своё мнение о прослушанном фрагменте.

В борьбе с интервентами вместе с русскими участвовали татары, чуваши, мари, удмурты и другие народы России. После тяжких испытаний Россия не распалась, а сохранилась как многонациональное государство.

Блок 4.

Слова учителя: Из прошлого перенесёмся в наше время. XX век.

Вы узнали эти слова? 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Прозвучало обращение народного комиссара иностранных дел Молотова.

И снова весь народ от мала до велика взялся за оружие или встал к станку. Народы СССР в представлении фашистов были “неполноценной” расой, удел которой – смерть или в лучшем случае рабство.

Многонациональный СССР стойко встретил врага, делавшего ставку на слабость дружбы наших народов, и победил во многом благодаря братству. 

Что их двигало на такие подвиги? Патриотизм – любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или данной нации” (словарь Брокгауза и Ефрона)

 

1. Постановка проблемы: В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? На материале урока необходимо ответить на этот вопрос. В решении проблемы нам помогут правовые источники и умение извлекать из них нужную информацию.

Зачитаем текст на странице учебника

«Мозговой штурм»- Ребята, что такое Родина?
— Скажите, пожалуйста, для любого человека с первых дней жизни кто является самым важным человеком?- А почему? Любовь к родине начинается с семьи. — Ф. Бэкон

— Ребенок вырастает, любит своих маму и папу, а что ещё учится любить человек?

-Что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы.

С чего начинается Родина?

— Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? ( найти в учебнике )

— Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (запиши)

Леонов Алексей Архипович родился в небольшом селе под названием Листвянка, что находилось в Тисульском районе Западно-Сибирского края (сейчас Кемеровская область), в 1934 году 30 мая. Его отец – Архип Алексеевич, рожденный в 1892 году, был обычным крестьянином, а мать – Евдокия Минаевна, всю свою жизнь посвятила учительству.

 

Когда Алексею было три года, вместе со своей матерью он поселился в Кемерово, куда после Гражданской войны приехал и его отец. Как известно, Леша был 8-ым ребенком в семье, который с охотой отправился учиться в школу в 1943 году. Однако закончить Кемеровское учебное заведение ему так и не удалось в связи с тем, что вместе со своей семьей он был вынужден уехать в Калининград (тогда Кенигсберг), где трудился его отец.

 

Ровно через десять лет Алексей Архипович окончил Калининградскую среднюю школу, после чего ему выдали аттестат о получении образования. По утверждению самого Леонова, он никогда особо не гордился теми неплохими отметкам, которые были проставлены в этом выпускном документе, так как больше всего он ценил в себе знания об искусстве и авиации.

 

Любовь к авиационным двигателям и конструкциям летающих аппаратов у Алексея проснулась еще в ранней юности, когда он наблюдал, как его старший брат, авиационный техник по профессии, с удовольствием занимался починкой всякого рода деталей. Совместно со спортивными достижениями интерес к самолетам подтолкнул Леонова к тому, чтобы поступить в школу летчиков, что находилась в центральной Украине, а именно в городе Кременчуг. Однако на этом Алексей Архипович не остановился, и в период с 1955 по 1957 год он получил высшее образование по профессии летчик-истребитель, после чего стал летать в боевых полках.

 

Благодаря своему упорству, знаниям и физической подготовке в 1960 году, пройдя сложный отборный конкурс, Леонов был зачислен в первый знаменитый отряд космонавтов Советского Союза. По прошествию трехгодовалой подготовки, в ночь с 18 на 19 марта 1965 года Алексей Архипович вместе с Беляевым Павлом впервые совершил полет в открытый космос на корабле «Восход – 2», где он проявил исключительную смелость и мужество. После такого опыта Леонов стал заместителем отряда советских космонавтов, а в период с 1967 по 1970 год взял на себя командование над группой специалистов, работающих по лунной программе.

 

Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран.

 

Сегодня Алексей Архипович работает и проживет в городе Москва вместе со своей любимой супругой Светланой Павловной, от которой у него в 1961 и 1967 году родились две дочери – Виктория и Оксана.

6. Заполнить схему «Внешние угрозы для нашей страны.» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия? Заполнение схемы и вывод: наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.
7.Рефлексия — А какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств, которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины.
— Проверяем.
При проверке: девочки зачитывают, мальчики записывают, затем – наоборот.
8. Подведение итогов урока.- Почему защита Отечества — это и долг и обязанность? Какие угрозы возникают для нашей страны в XXIв.?

Вы должны помнить:

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

 

  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

 

 

8. Д/з. §4, составьте портрет идеального воина (подтвердите примерами из жизни).

 

2. Ознакомление с инструкцией.

1. Прочитайте название закона. О чем он, каким общественным отношениям посвящен. Помните, что название – это мысль, которая выражает основное содержание закона.

1. Внимательно прочитайте весь текст закона (извлечения из закона).            

3. Выделите в каждой статье главную мысль, предложение.                                   4. Проговорите (а лучше -кратко запишите) вопросы, на которые надо ответить.

4. Внимательно прочитайте еще раз каждый раздел закона, но теперь:

А) отмечайте карандашом готовые ответы на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.

Б) подчеркните (или выпишите) непонятные слова, встречающиеся в тексте.

5. Выясните при помощи словаря значение непонятных слов.

6. Сформулируйте ответ по предложенным вопросам, если надо — запишите.

3. Рассмотрение проблемы.

Деление на группы: Для деления на группы можно перед уроком дать каждому ученику карточку с датой (1380, 1812, 1943, 80-90 г. ХХ в.), а затем предложить учащимся занять место у того памятника (иллюстрации), событие которого соответствует дате на карточке.

Работа в малых группах. Сопроводительные материалы: раздаточные материалы — извлечения из текстов законов РФ (Приложение 2). В ходе работы возможно обращение к учебникам в случае возникновения затруднений при сравнении. Итогом работы групп станет заполнение таблиц или ответ на вопрос. Вопросы и задания соответствуют записям в рабочей тетради. По ходу работы каждая группа готовит выступление на 2-3 мин. Класс заполняет определенный блок в тетради.

III. Заключительная часть урока. Аналитический блок

Представление работы группы:

 

1 группа: Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.

 

служба по призыву

служба по контракту

Возраст 18-27 лет

Обязательно

Срок службы 12 месяцев

Возраст 18-40 лет

Добровольно

Срок определяется контрактом

 

2 группа: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств:

 

Мужество Честь

Храбрость Дисциплинированность

Инициативность Честность

Патриотизм Взаимопомощь

Доброта Понимание

Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.

3 группа:

 

Подготовка к исполнению воинского долга

Примеры

Обязательная

Уроки ОБЖ

Участие в военно-патриотических мероприятиях (смотр строя и песни, парад Победы, помоги ветерану и т.д.)

Добровольная

Спортивные секции

Поступление в Суворовское училище

Учеба на военной кафедре в институте

 

4 группа: За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии — преступление.

 

IV. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов.

В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? Ученикам предлагается высказать свою точку зрения по основной проблеме урока.

2. Возвращение к ожидаемым результатам.

Ученикам предлагается высказать свое мнение по результативности занятия, соотнести ожидаемые результаты с реальными, высказать свое мнение о том, какие другие результаты были достигнуты (если были такие).

В качестве закрепления изученного дома предлагается выполнить тест в рабочей тетради по обществознанию на стр. 17 (авторы О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М., Просвещение, 2013)

3. Рефлексия и оценивание.

Ученикам предлагается оценить работу групп, кроме своей, выбрать наиболее логичное, интересное, понятное изложение материала.

Приложения

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1 группе

Извлечения из Федерального закона

«О воинской обязанности и военной службе»

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, — 12 месяцев;

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

 

Вопросы и задания: В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ? Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.

 

 

Задание 2 группе

Извлечения из Устава внутренней службы

Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие обязанности военнослужащих

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

 

 

Вопросы и задания: Каковы основные обязанности военнослужащего? Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.

 

Задание 3 группе

Извлечения из Федерального закона

«О воинской обязанности и военной службе»

 

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

  1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);

обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

 

 

Вопросы и задания: Как гражданин готовится к исполнению воинского долга? Назови особенности обязательной и добровольной подготовки. Приведи примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внеси в таблицу.

 

Задание 4 группе

 

Извлечения из Уголовного кодекса РФ

Статья 328

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 337

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Статья 338

1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

статья 339

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

 

Вопросы и задания: Какая ответственность наступает за нарушение правил военной службы? Почему эти правонарушения считаются преступлениями, а не проступками?