Сыграть в игру

Рабочая программа по истории за 6 класс

Рабочая программа

Назиповой Айгуль Ильдаровны

ФИО

по_истории 6 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории

Средних веков, истории России и Татарстана

(6 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.

  2. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  4. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 30 часов, при 2 часах в неделю. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают мате­риал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век.. Программа включает материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. и рассчитана на 12 часов, при 2 часах в неделю.

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает:

— историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России;

материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в.

материал по истории Татарстана с древнейших времен до середины XVI в.

Основные цели курса:

выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

    • называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;

    • называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий

    • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

    • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

    • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

    • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

    • давать оценку отдельным явлениям культуры;

    • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

    • составлять характеристику исторических деятелей;

    • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

    • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

    • рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках

    • описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи

    • соотносить единичные исторические факты и общие явления

    • называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

    • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий

    • сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия

    • Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории

Учебно-тематическое планирование

Класс – 6

Количество часов:

Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа

Плановых контрольных уроков – 4;

Административных контрольных уроков – 2

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.), а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VIIX классы.

Учебники

В.А.Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2007.–287 с.

Пчелов Е.В. История России. С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса основной школы.–М.:«ТИД «Русское слово–рс», 2009.–264 с.: ил.

Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2009.–95 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.

  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.

  3. Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009 – 153 с.

  4. Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

  5. А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  6. История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие/А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников и др.–М.: Дрофа, 2001.–64 с.

  7. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.

  8. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. — М.: Просвещение, 2009.

  9. А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.

  10. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.

  11. Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.

Учебно-тематическое планирование

по истории Средних веков, истории России и Татарстана

6 класс

урока

Тема

Урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел I.Раннее Средневековье

Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье ( 5 часов)

1.

Что изучает история средних веков

1

Вводная лекция с элементами беседы

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. Назвать хронологические рамки периода Средневековья.

с.6-11

2.

Великое переселение народов и образование варварских государств

Урок изучения нового материала

Работа по карте, беседа

Тест

Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров .Показать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описать образ жизни, быт германских племен.

§ 1,

контурная карта

3.

Христианская церковь в VIVIII веках

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Определить какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье. Описать устройство Христианской церкви; дать определение понятий – церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, ересь, духовенство, монастыри.

Уметь систематизировать исторический материал в виде схемы – организация Христианской церкви.

§ 2

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Опрос по вопросам к параграфу

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла Давать оценку деятельности Карлу Великому. Назвать характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.

§ 3, работа с к/картой

5.

Западная Европа в IXXI веках

Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы

1

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов.

Решение творческих задач, работа с терминами

Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа.

Опрос по вопросам к параграфу

Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. Показать на исторической карте направление походов норманнов и и территорию Священной Римской империи.

Выявить причины феодальной раздробленности. Объяснить различие понятий «бенефиции» и «феоды». Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

§ 4, работа с к/картой

Тема 2. Византия и славянский мир.( 3 ч.)

6.

Византийское тысячелетие.

1

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника.

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника.

Фронтальный опрос

Назвать существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.

§5, работа с к/картой

7.

Культура Византии.

1

Комбинированныйрок

Работа с иллюстративным материалом и документальными источниками

Опрос по вопросам к параграфу

Показать роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Составить описание памятников культуры Визинтии.

§ 6,сообщение учащихся по данной теме.

8.

Образование славянских государств

1

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Работа по карте, с учебником, работа с фрагментами исторических документов

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь показать на исторической карте средневековые славянские государства. Сравнить занятия и образ жизни славян в первые века н.э.; определить характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами.

§ 7, работа с к/картой

Тема 3.Арабский мир в VI – XI вв.(2 ч.)

9.

Возникновение ислама

1

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Дать определение понятий: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

§ 8

10.

Арабский халифат и его распад

1

Комбинированный урок

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. Назвать основные события истории халифата.

§ 9, работа с к/картой

Раздел I I. «Расцвет средневековья»

Тема 4. Феодальное общество (5 ч.)

11.

Сеньоры и вассалы Рыцарство: на войне и дома.

1

Комбинированный урок

Групповая форма работы

Опрос по вопросам к параграфу

Показать процесс складывания нового устройства общества. Раскрыть понятие «феодальное общество», «феодальная лестница», «вассальная зависимость». Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».

§ 10 Составление рассказа «День феодала»

12.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Лабораторноезанятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

Тест

Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.

§ 11

13.

Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековой Европе

1

Урок усвоения новых знаний с элементами лабораторной работы.

Групповая форма работы Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Составлять рассказ «День в средневековом городе».

Иметь представление о жизни горожан в средневековье

§ 12, работа с к/картой

Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII вв.( 2 ч. )

14.

Католическая церковь :путь к вершине славы и могущества.

1

Урок изучения нового материала с постановкой проблемного задания.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

Опрос по вопросам к параграфу

Назвать существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху. Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Раскрыть роль церкви в средневековом обществе. Называть причины появления ереси.

§ 13,

15.

Крестовые походы

1

Комбинированный урок с элементами самостоятельной деятельности учащихся.

Работа по карте, анализ текста учебника и исторических источников

Тест

Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.

§ 14, работа с к/картой

Тема 6. Страны Западной Европы в XIXIV вв. (4 ч.)

16.

Объединение Франции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа,

дискуссия

Опрос по вопросам к параграфу

Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.

§ 15 , работа с к/картой

17.

Англия: от норманнского завоевания до парламента.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Тест

Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.

§ 16, работа с к/картой

18.

Германия в XI- XIV вв.

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Фронтальныйопрос

Показать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. раскрыть причины феодальной раздробленности в Германии. Сравнить исторические процессы на примере особенностей развития Германии.

§ 17, работа с к/картой

19.

Культура Западной Европы в XI- XIII вв.

1

Комбинированный урок

Беседа, просмотр иллюстраций

Защита докладов

Показать как соотносились с средневековой науке и философии вера ,разум, и опыт. Познакомить с достижениями культуры Западной Европы в XI- XIII вв.

§18,19. доклады

Раздел III . «Осень» Средневековья

Тема 7. Западная Европа в XIVXV вв.( 4 ч. )

20.

Крестьянские восстания во Франции и Англии

1

Комбинированный урок

Работа по карте, анализ источников,

Опрос по вопросам к параграфу

Раскрыть причины крестьянских восстаний. Показать на исторической карте ход восстаний. Рассказать о событиях и о бедствиях в жизни европейцев в XIVXVвв.

21.

Столетняя война

1

Урок изучении нового материала

Работа по карте, беседа, работа по учебнику

Тест

Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.

§ 21, работа с к/картой

22.

Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии.Объединение Испании.

1

Комбинированный урок

Работа по карте, анализ источников, беседа

Тест

Рассказать о завершении процесса централизации Франции. Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. Показать процесс объединения Испании и завершения Реконкисты. Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове.

§ 22

23

Культура Западной Европы в XIVXVвв.

1

Комплексное применение ЗУН

Беседа, просмотр иллюстраций

Защита докладов

Определить причину изменений в Культуре Западной Европы в XIVXVвв.познакомить с достижениями культуры эпохи раннего Возрождения.

Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.

§23, доклады по теме.

Тема 8.Центральная и Юго – восточная Европа в XIVXVвв. ( 2 ч. )

24

Польша и Чехия : время расцвета.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн.

§24, работа с к/картой

25

Завоевание турками – османами Балканского полуострова

1

Комбинированный

Работа по карте, анализ источников, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Показать на исторической карте территории, завоеванные турками – османами рассказать о событиях связанных с завоеваниями турков-османов. Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.

§25, работа с к/картой

Тема 9. Вдали от Европы ( 3 ч. )

26.

Средневековый Китай, Индия,

Япония.

1

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия

Тест

Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. Дать представление о развитии Японии в Средние века

§ 26, работа с к/картой

27

Держава Чингизхана и Тимура

1

Комбинированный

Работа по карте, анализ источников, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Назвать причины объединения монголов и создание державы Чингизхана. Показать основные направления завоевания монголов. Раскрыть причины успехов . и распада монгольской державы. Общие черты и различия державы Чингизхана и Тимура.

§ 27, работа с к/картой

28

Народы и государства Африки и Америки

1

Комбинированный

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

Тест

Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.

Определять особенности развития народов стран Африканского континента

§ 28, работа с к/картой

Раздел IV .Россия и Татарстан с древнейших времен до конца XVI века.

Тема 10. Русь и Татарстан в древности ( 8 ч. )

29.

«Откуда есть пошла Русская земля»

1

Урок-лекция/презентация

Беседа

тесты

Иметь представление о предках славян и районе их расселения. Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян.

§1.2 (Пчелов)

30

Соседи восточных славян. Древние люди на территории Среднего Поволжья

1

Урок изучения нового материала

Беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край

§ 1ист. Татарстана

§3

31.

Образование Древнерусского государства

1

Урок-практикум

Практическое занятие,

работа по карте, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь представлять связный рассказ о процессе формирования государства у восточных славян. Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке.

§ 5 (П)

32.

Древние тюрки и ранние тюркские государства

1

Комбинированный

Работа по карте, беседа

Тест

Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков

§ 2ист. Татарстана

33.

Русские князья времен язычества

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей.

§ 6 (П)

34

Князь Владимир и крещение Руси

1

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.

§ 7 (П)

35.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Приемники Ярослава Мудрого в борьбе за престол

1

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Решение творческих задач, работа с терминами

тест

Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси. Рассказать об основных событиях правления Ярослава Мудрого. Уметь анализировать фрагменты исторического документа русская Правда

§ 8,9 (П) работа с контурной картой.

36.

Общественный строй Руси. Культура и быт Древней Руси.

1

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. Знать процесс развития культуры Древней Руси.

§ 10, 12 (П)

Тема 11. Русь и Татарстан во второй половине XII – XIII вв. (10 ч.)

37

Начало периода политической раздробленности Руси

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

Опрос по вопросам к параграфу

Показать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности. Уметь назвать причины междоусобной борьбы русских князей.

§ 13. (П)

38

Главные политические центры Руси

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

Составление сравнительной таблицы.

Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

§ 16, 17 (П)

Работа с контурной картой

39

40

Волжская Булгария в X-начале XIII веках

2

Комбинированный урок

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Тест

Сравнивать развитие средневековых городов, иметь представление об особенностях развития В.Б.

§ 3-4

41

Нашествие с Востока

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Тесты

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо –татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами.

§ 18 (П)

Работа с контурной картой

42.

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Опрос по вопросам к параграфу

Дать объяснение понятий: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы. Раскрыть значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии, определить историческое значение Невской битвы и ледового побоища. Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

§ 19 (П)

Работа с контурной картой

43

Русь и Золотая Орда в XIII в.

1

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

тест

Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига. Назвать формы зависимости русских княжеств от Золотой орды. раскрыть экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси.

§ 20 (П)

Работа с контурной картой

44

Волжская Булгария и монгольские завоевания

1

Комбинированный урок

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Тест

Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов

§ 5 ист. Татарстана

45

Русь и Литва

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Работа по карте, анализ источников

тест

Характеризовать процесс формирования Литовско- русского государства. Раскрыть причины присоединения западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Раскрыть конфессиональную политику литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

§ 21 (П)

Работа с контурной картой

46

Культура русских земель в XIIXIII вв.

1

Урок-презентация

Презентация докладов

доклады

Знать особенности русской культуры в XIIXIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период. Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве.

§ 26 (П)

Тема12.Образование единого государства

47

Предпосылки объединения русских земель.Усиление Московского княжества

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

тест

Показать начало процесса возрождения Северо –восточной Руси. Выявить группы населения заинтересованные в объединении страны. Раскрыть роль церкви в возрождении Руси.

§ 22 (П)

Работа с контурной картой

48

Золотая Орда периода расцвета

1

Медиаурок

Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций

Тест

Знать особенности развития Золотой Орды, определять причины расцвета Золотой Орды.

§ 6

49

Москва центр борьбы с ордынским нашествием

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

тест

Показать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы .

§ 23 (П)

Работа с контурной картой

50

Куликовская битва

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Работа по карте, анализ источников, беседа

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа.

Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим». Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы. Раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

§ 23 (П)

Работа с контурной картой

51

Булгарский улус. Распад Золотой Орды

1

Комбинированный

Дискуссия, презентация,

беседа

Тест

Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О.

§ 7

52

Московское княжество в конце XIV – середине XV вв

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Самостоятельная работа с текстом, беседа

тест

Уметь анализировать

внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

§ 24 (П)

53

Церковь и государство в конце XV — начале XVI века.

1

Урок и зучения нового материала

Анализ источников, работа с картой, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Раскрыть роль Православной церкви в создании единого централизованного государства. Определить причины противоречий церковной и светской власти.

§ 25 (П)

54

Культура русских земель

1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Опрос по вопросам к параграфу

Показать что общерусское культурное единство складывается из местных художественных школ. Раскрыть местные стилевые особенности в ли тературе,архитектуре,живописе.

§ 26 (П)

Тема13.Создание Московского царства и Казанское ханство в XIVXVI веках

55

Становление центральных органов власти и управления при Иване III

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

тест

Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

§ 27,28 (П)

56

Начало правления Ивана Грозного. и реформы Избранной рады.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Анализ источников, работа с картой, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Описать условия ,влиявшие на формирование личности Ивана Грозного. Сравнить систему правления при Иване III и Иване IV цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

§ 29 (П)

57

Реформы Ивана Грозного

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

КИМ – Т

Иметь общее представление об Иване IV; уметь устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV)

§ 29 (П)

§ 23 (Д)

58-59

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

2

Урок комплексного примененния ЗУН

Анализ источников, работа с картой, беседа

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь объяснять причины завоеваний Ивана Грозного; развивать умения работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).Показать на исторической карте направление походов Ивана Грозного.

§ 30 (П)

Работа с контурной картой

60

Внутренняя политика Ивана Грозного.

1

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия

тест

Уметь определять факторы, способствовавшие усилению царской власти;

§ 31 (П)

61

Опричнина

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия

Опрос по вопросам к параграфу

Раскрыть причины падения Избранной рады и введения опричнины. характеризовать опричнину, выделяя ее причины и итоги

§ 31 (П)

62

Развитие страны в XVI веке

1

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия

Опрос по вопросам к параграфу

Уметь выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

63-64

Казанское ханство в XIVXV веках

2

Комбинированный

Беседа, работа по учебнику, работа с терминами

Тест

Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского ханства

§8,9.

65

Русская православная церковь в конце XVXVI вв.

1

Урок комплексного примененния ЗУН

Анализ источников,

Опрос по вопросам к параграфу

Показать роль церкви в развитии государства. Раскрыть понятия «Иосифляне» и «нестяжатели». Установление патриаршества .

§32

66

67

Культура Руси в XIVXVI вв.

2

Урок комплексного примененния ЗУН

Беседа, презентация докладов

презентация докладов

Составить описание памятников русской культуры. Познакомить с развитием просвещения, развитием научных знаний. Раскрыть значение книгопечатания. Познакомить с личностью Ивана Федорова.Выявить влияние событий XVI века ха характер русской культуры Познакомить с разными жанрами литературного творчества, зодчеством, живописью, произведениями декоративно – прикладного искусства.

§33,доклады

68

Казанское ханство второй половины XV-первой половины XVI в.

Присоединение к России

1

Комбинированный

Беседа, самостоятельная работа по учебнику

Письменный опрос

Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания

§ 10

69

Культура Казанского ханства второй половины XV-первой половины XVI в.

1

Урок — презентация

Беседа, презентация докладов

презентация докладов

Познакомить с культурой Казанского ханства второй половины XV-первой половины

доклады

70

Итоговое повторение: Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

1

Урок обобщения знаний

Беседа,

Систематизировать и обобщить исторический материал